Наши телефоны:
(351) 220-04-41
(351) 220-04-42

Челябинские власти взяли курс на обновление электротранспорта

Ежедневно тысячи жителей Челябинска пользуются услугами общественного транспорта. Многие из нас даже не задумываются о том, какие усилия прикладываются для того, чтобы город постоянно находился в движении, а горожане могли вовремя добраться до нужного места. О том, как сегодня выглядит транспортная сеть, какие проблемы существуют и когда будет обновлен трамвайный и троллейбусный парки, еженедельнику «МК-Урал» рассказал директор МУП «ЧелябГЭТ» Александр Портье.

Ежедневно тысячи жителей Челябинска пользуются услугами общественного транспорта. Многие из нас даже не задумываются о том, какие усилия прикладываются для того, чтобы город постоянно находился в движении, а горожане могли вовремя добраться до нужного места. О том, как сегодня выглядит транспортная сеть, какие проблемы существуют и когда будет обновлен трамвайный и троллейбусный парки, еженедельнику «МК-Урал» рассказал директор МУП «ЧелябГЭТ» Александр Портье.

Внимание – трамвайным путям

– Все наши усилия направлены на то, чтобы в нынешних условиях – довольно тяжелых для предприятия – сохранить то, что было сделано и наработано. В этом году, впрочем, как и в прошлом, электротранспорт в большей степени поддерживал свое состояние, а не развивался. Техника довольно старая, поэтому сохранение ее в исправном состоянии – сложный процесс, – начал свой рассказ Александр Викторович.

К слову, сама инфраструктура городского транспорта сложная. В мегаполисе насчитывается 47 подстанций, которые питают весь подвижной состав. А здания и сооружения, входящие в ее состав, требуют немалых вложений. Чего только стоит замена кабельных линий и несущих конструкций!

За последние два года предприятием, которое возглавляет Александр Портье, отремонтировано немало зданий, контактных сетей и трамвайных путей. А ведь починка последних не осуществлялась на протяжении десяти лет. В советские времена в год делался капитальный ремонт 10 километров трамвайных путей. Из расчета, что в городе проложено 150 километров путей, участок обновлялся раз в 15 лет. Притом что технологический срок службы составляет 16 лет.

– Если же пути не ремонтировались, то срок эксплуатации участка на сегодняшний день составляет 25 — 27 лет. Пути очень сильно изношены, – констатирует директор МУП. – Последние два года мы плотно занимаемся ремонтом путей, ведь они объединяют весь город. За это время удалось отремонтировать семь довольно сложных, изношенных участков.

Стоит отметить, что подобные мероприятия требуют больших затрат. Так, в прошлом году на ремонт потратили 21 миллион рублей, а в этом планируют вложить почти в два раза больше. Только подумайте, замена одной кривой обходится в семь — девять миллионов рублей.

Агломерация заставит развиваться

utro.jpgОдним из приоритетов Горэлектротранса является модернизация подвижного состава. Сюда также включена замена тягового оборудования. Так, трамвай разбирается вплоть до рамы, с него снимается вся обшивка, тележки. Затем практически все старые элементы меняются на новые комплектующие. В результате с введением тягового оборудования на микропроцессорной основе удается экономить до 30 процентов электроэнергии на тягу.

– Модернизированные трамваи оборудуют мониторами, в которых предусмотрено оповещение в чрезвычайных ситуациях. К этому мы пришли после того, как упал метеорит, – говорит Александр Портье. – В этом году было модернизировано пять трамваев, хотя планировали в два раза больше. Ремонт одного трамвая обходится в 3,5 миллиона рублей. Технически мы готовы делать по две машины в месяц, главное, чтобы хватало средств.

Кстати, в Стратегию-2020 Челябинска наряду с покупкой нового подвижного состава также включена и модернизация. Планируется, что каждый год будут совершенствовать по 10 трамваев. А софинансирование будет осуществляться не только из городского бюджета, но и из регионального.

— Если это произойдет, то мы сможем выполнить любые намеченные планы, — уверен Александр Викторович.

В этом году руководство Усть-Катавского вагоностроительного завода бесплатно предоставило муниципалитету на тестирование два новых вагона – «Рыжик» и сочлененный вагон, предназначенный для перевозки большого количества пассажиров.

— Последний мы представили, чтобы показать возможности перевозки больших групп пассажиров. Необходимость в нем может возникнуть, если будет образована агломерация, — считает Александр Портье. – Например, для соединения Челябинска и Копейска. Трамвайное движение могло бы решить вопрос пробок на этом направлении.

После обкатки «Рыжик» остался в городе и уже вовсю перевозит челябинцев. Горожане очень довольны новинкой и предлагают властям закупить как можно больше таких вагонов. Оно и верно, ведь они очень удобны: у них низкий пол, предусмотрены дополнительные устройства, которые позволяют идти им более мягко и без боковой качки.

— До конца этого года будет приобретено пять таких вагонов. И далее каждый год по пять штук, — заверил директор «ЧелябГЭТа». – Один вагон обходится более чем в 16,5 миллиона рублей.

Троллейбусы пойдут в новые микрорайоны

В городе постепенно наращивается парк троллейбусов. Сегодня на улицы ежедневно выходит 147 единиц техники. В свое время в Челябинске впервые в России были выпущены троллейбусы с большим автономным ходом на кислотно-гелиевых аккумуляторах. Они не боятся суровых условий эксплуатации и могут работать при низких температурах.

— У нас запущено четыре таких троллейбуса, которые ходят по маршруту № 26а «Ж/д вокзал – микрорайон Парковый». До Комсомольского проспекта они идут по контактной сети, а затем – как автобус, — рассказывает Александр Викторович.

По словам директора МУП «ЧелябГЭТ», при строительстве уже существующих новых микрорайонов не было предусмотрено создание контактной сети для трамваев и троллейбусов, поэтому туда пустили троллейбусы с автономным ходом.

— Есть готовые проекты по микрорайону Парковому. К сожалению, там не закончено строительство дороги, поэтому пустить контактную сеть в обе стороны не представляется возможным. Работы в этом направлении ведутся, микрорайон однозначно будет снабжен электрическим транспортом, — сообщает Александр Портье. – Троллейбусная линия также появится в Чурилово, так как она заложена в проекте. Все зависит от того, когда будет готова дорога.

Проезд подорожает?

Не секрет, что в столице Южного Урала стоимость проезда в общественном транспорте существенно отличается от цен в соседних регионах. Если в Челябинске пассажиры платят 15 — 18 рублей за поездку, то в Екатеринбурге – 23 рубля, а в Москве и того больше – 27 рублей.

— Себестоимость перевозки одного пассажира в троллейбусе составляет 23,6 рубля, в трамвае — 18,6 рубля. Разницу компенсирует городской бюджет, — говорит Александр Викторович. – Необходимо, чтобы стоимость была пересмотрена. На мой взгляд, оптимальный вариант стоимости проезда – 20 рублей.

В нынешних условиях плату за поездку берет кондуктор, поэтому его присутствие необходимо в каждой единице подвижного состава.

— Сегодня горожане отказываются самостоятельно платить, — констатирует собеседник. – Очень интересен вариант, который используется за рубежом, – это оплата прохода на остановочный комплекс. Пассажир подходит к остановке, вносит деньги, после чего у него появляется возможность воспользоваться услугами транспорта. Такие комплексы закрытые, в них есть один только пропускной пункт. Безусловно, требуются немалые вложения, но они довольно быстро окупятся.

Первым делом отпадет необходимость держать в каждом вагоне кондуктора. Также пассажир сможет спокойно приобрести билет, а не трястись в троллейбусе, отсчитывая деньги за проезд. К тому же горожане смогут ездить с пересадками, не оплачивая их дополнительно.

— Пока в Челябинске не рассматриваются варианты изменения системы оплаты. Не планируется вводить ни остановочные комплексы, ни устройства пропуска в подвижном составе. Это увеличивает время заполнения салона, а значит, растет и время стоянки на остановочном пункте, — заявляет руководитель горэлектротранспорта.

Безбилетники будут наказаны

Зайцы в троллейбусах и трамваях – головная боль кондукторов. Бороться с ними сложно и неприятно. Тем не менее количество тех, кто отказывается оплачивать проезд, довольно велико.

— Да, законодательством предусмотрен штраф, но взять его может только государство, да и то после оформления правонарушения сотрудником полиции. Ни кондуктор, ни контролер оштрафовать безбилетника не могут. А ведь к каждому зайцу не приставишь полицейского, — сетует Александр Портье. – Естественно, подавляющее число безбилетников так и доезжает до своих остановок, не потратив ни копейки.

Директор МУП «ЧелябГЭТ» считает, что для борьбы с такими пассажирами необходимы изменения в законодательстве. Возможно, будет достаточно принятия локального акта на уровне Законодательного собрания области. Например, документ будет позволять контролерам брать штрафы с безбилетников. Им разрешат выписывать протоколы об административных правонарушениях и взимать при этом деньги.

— Естественно, никто не будет останавливать трамвай, в котором едет заяц, и ждать, пока придет полицейский. Это выйдет только себе дороже. Ведь все остальные трамваи тоже будут вынуждены остановиться, а мы будем терять огромные средства из-за простоев, — говорит собеседник.

Зарплата выросла на треть

Как и на любом крупном предприятии, в МУП «ЧелябГЭТ» отмечается кадровый дефицит. Тем не менее в последние несколько лет ситуация в компании заметно стабилизировалась. Пожалуй, не последнюю роль здесь сыграл вопрос оплаты труда.

— С декабря 2012 года средняя зарплата выросла на 38 процентов. Мы четырежды увеличивали зарплату водителям и кондукторам, — говорит директор. — На сегодняшний день средняя зарплата водителя трамвая — 23 тысячи рублей, троллейбуса – 26 тысяч рублей, а у кондуктора – 19 тысяч. Цифры, конечно, небольшие, но зарплата стабильная, вся официальная. Люди получают все социальные гарантии, которые предусмотрены государством, начиная с больничного листа и заканчивая отпуском.

Кроме того, для работников существует масса социальных льгот. На них могут рассчитывать молодые сотрудники, малоопытные водители.

— Мы стремимся к тому, чтобы сделать коллектив более сплоченным, и всегда идем навстречу сотрудникам, — заверил Александр Викторович.

Цифра в тему

1,5 млн человек – такое количество пассажиров за неделю перевозит электротранспорт Челябинска. Наибольшим спросом при этом пользуется трамвай, он оказывает услуги примерно 900 тысячам челябинцев.

Кстати

Средний возраст челябинского трамвая составляет 28 лет, а троллейбуса – 18 лет.